Напишите нам

*- Поля, обязательные для заполнения
18.04.2018 17:38:00

Белье в советском кино


Я предпочитаю делать в своей жизни то, что люблю. А не то, что модно, престижно или положено.

Москва слезам не верит

Скажем прямо, кино в СССР не сильно баловало зрителей красивым неглиже. Видимо, с одной стороны соцреализм отражал историческую правду — в СССР красивого белья не производили, иностранные комплекты доставались не всем, а некрасивое режиссеры и операторы показывать не хотели. С другой стороны нижнее белье всегда связано с сексом. И если на экранах нет даже намека на эротику, то зачем же демонстрировать исподнее.

   Поэтому в советском кинематографе был свой набор штампов. Например, юных дев часто показывали топлесс и со спины. С одной стороны кадр получался волнительный и прекрасно демонстрировал фигуру актрисы, а с другой — все прилично и невинно. Так зритель видит и Зину (Наталья Негода) в «Завтра была война», и героиню юной Маргариты Тереховой в «Здравствуй, это я», и дочку главной героини Александру в «Москва слезам не верит».

                                                               Терехова здравствуй это я.jpg

При этом если нужен был намек на постельные отношения героев, то женщина, как правило, показывалась в фильме в комбинации. Как пример, все та «Москва слезам не верит», где Катя в квартире у любовника сидит на тахте в синтетике и кружевах. Впрочем, здесь все исторически верно. Женщины того поколения, те кто были молоды в 70-80-е до сих пор уверяют, что без комбинации чувствуют себя раздетыми.

   Казалось, что это просто заговор какой-то кинематографистов — ни в коем случае не показывать бюстгальтер и трусики. Даже в волнующих ситуациях, когда героиня раздевается, под платьем или халатиком у нее вдруг обнаруживается… купальник. Такая ситуация и у Шурика с Лидой в «Операции Ы и других приключениях Шурика», и у Семен Семеныча с Анной Сергеевной в «Бриллиантовой руке».

                                                               Операция.jpg

 

Если еще можно поверить, что студентка на экзамен надела купальник, чтобы искупаться после, то не очень понятно, зачем ярко-зеленое бикини под розовый халатик надела профессиональная соблазнительница. Меж тем сохранились фотопробы этого эпизода, сначала героиню Светланы Светличной и вовсе хотели нарядить в сплошной купальник.

   Допустим, что на показ современного белья в советском кинематографе действительно был запрет. Но ведь снимали и массу исторических фильмов. Казалось бы, вот где можно разгуляться, показать красивые корсеты, кружевные чулки, панталоны в оборках и прочее. Но нет. Как ни странно, режиссеры скорее показывали голую грудь, чем красивое белье. Именно такой мы видим на экране героиню Елены Валюшкиной в «Формуле любви». Когда она является молодому дворянину в образе нимфы, на ней нет ничего. А когда в роли Машеньки почти поддавшись соблазну графа Калиостро расстегивает пуговки на платье, вот кажется, сейчас мелькнет кусочек корсета, но нет. В безумно популярных «Гардемаринах» Анастасия вновь предстает перед нами с голой спиной, правда. Внизу у нее белая нижняя юбка, что соответствует эпохе. Юная красавица появится в кадре и в ночной сорочке с чепцом, и в пеньюаре, и даже мелькнет голая грудь, но не в корсете, боже упаси.

   Больше повезло с показом белья советской версии «Хождение по мукам». Здесь в центре первой части две сестры — совсем юная Даша и уже замужняя Катя. Нижнее белье здесь показано подробно. Вот Даша готовится ко сну — на ней короткая кофточка на пуговицах и без рукавов, видимо, с элементами корсетной поддержки и длинная белая нижняя юбка. Катя же предстает то в пеньюаре, то аллилуйя - в корсете. Видимо, в этом случае слово из песни выкинуть было нельзя, так как в книге Толстого старшая сестра рассказывает младшей о преимуществах новой модели, которая куда свободнее старой. Вот еще одна примета советского периода: о белье скорее можно было прочитать в книгах, чем увидеть на экранах.

                                                                8-9.jpg

Первый раз бюстгальтер появляется на экране в фильме «Где находится нофелет», фильм хоть и вышел в 1986 году, но совершенно не попал в «чернушную» перестроечную волну. Видимо, это последний наивный фильм СССР. И бюстгальтеры тут показывают не в интимной обстановке, а в рабочей: в НИИ женщины примеряют вещи, которые принесла цыганка-спекулянтка. В этом же фильме герой Саши Черного демонстрирует и модное мужское белье — белые облегающие шорты с красной полосой.

                                                               Нофелет.jpg

Перестроечное кино принесло на экраны много секса, но, увы, мало белья. Видимо, потому что все сексуальные сцены снимались либо как эпатаж, либо как грязь и насилие. Это время голой груди и колготок в сеточку. Именно такой показана пэтэушница в «Небесах обетованных» (1991) или героиня Натальи Стриженовой в «Провинциалках» (1990).

   Но, конечно, надо отметить, что первое появление полного комплекта белья произошло в фильме «Интердевочка» (1989). Вполне естественно, что его демонстрирует валютная проститутка — героиня нового времени. Это полупрозрачный светлый комплект. Что ж в иностранных фильмах откровенно белье демонстрировали так же представительницы первой древнейшей профессии вроде героин Катрин Денев в «Дневной красавице» или Софи Лорен в «Брак по-итальянски» и «Вчера, сегодня, завтра».

                                                               Интердевочка.png

Несмотря на то, что сейчас в кино нет запретов ни на демонстрацию белья, ни на откровенные сцены по-настоящему знаковых сцен с участием белья, о которых бы зрители помнили десятилетиями, современный российский кинематограф не создал. Возможно, свобода творчества мешает креативу. А возможно мы просто плохо искали.

Марина Талагаева


Вернуться назад
Поделиться