В какой магазин хочется зайти? В тот, у которого красивая, яркая, аккуратная витрина или в тот, на витрине, которого хаотично набросанные вещи, рекламные материалы, неинтересно и скучно? А где приятнее и удобнее покупать? В магазине, в котором все аккуратно развешено и разложено, удобно брать вещи с полок или вешал, или где все хаотично навалено, вещи висят вразнобой, а снять что-то с крючка не уронив еще десяток вещей почти нереальная задача?
На самом деле, это риторические вопросы. Конечно, современные, яркие витрины привлекают к себе внимание покупателей, а грамотная и понятная развеска товара помогает сделать выбор и совершить покупку. Владельцы магазинов, которые пренебрегают визуальным мерчендайзингом и витринистикой сами у себя отбирают возможность заработать больше.
Еще одна немаловажная деталь, связанная с витринами: если ваш магазин расположен не в торговом центре, то вы можете самостоятельно решать как и когда оформлять витрину своего магазина, но если магазин расположен в Торговом Центре, то тут уже правила диктует администрация ТЦ и оформлять витрины придется как минимум 5 раз в год – 2 новые коллекции, 2 распродажи и Новый год. А, если пренебречь этими требованиями, то можно даже получить штрафы или даже лишиться хорошего торгового места.
Конечно, самостоятельное оформление витрины и торгового зала – это сложное и затратное мероприятие. Нужно грамотно расположить освещение, придумать концепцию, найти и заказать декор, найти тех, кто смонтируем вам все то, что вы придумали. Это требует опыта, времени и значительных затрат. А, когда видишь, как ярко и красиво оформлены витрины магазинов крупных федеральных сетей могут опуститься руки.
Выход есть всегда: можно нанять мерчендайзера, который специально для вас будет разрабатывать оформление витрины и сделаем грамотную планограмму зала, можно самостоятельно обучиться всем премудростям мерчендайзинга и витринистики, а можно присоединиться к одной из федеральных сетей в качестве партнера-франчайзи и получить все это бесплатно, в рамках франчайзингового договора.
Конечная цель всех мероприятий, связанных с визуальным оформлением магазина – это увеличение продаж, ведь магазин, в котором все понятно и логично расположено, пользуется большей популярностью и доверием клиентов, которые с удовольствием делают там покупки.
Задачи, которые выполняет Визуальный мерчендайзинг:
• Правильное оформление витрин и торгового помещения в целом.
• Грамотная и эффектная подача товара покупателю.
• Облегчение процесса поиска товара в магазине.
• Создания максимально комфортной обстановки для самого процесса покупки.
Начинать работы по мерчендайзингу и витринистики нужно с определения послания бренда, кторе который вы хотите сообщить покупателю. Выявить, так называемую - ДНК марки, «душу» бренда, которая лучше всего раскрывается через эмоциональную товарную презентацию и эмоциональные элементы.
ДНК марки должна прослеживаться, как и в оформлении зала так и в оформлении витрины.
Выделяют 3 основных типов витрин:
• Закрытая витрина
• Открытая витрина
• Витрина с частичной/имитированной стеной
Этот тип витрины самый благодарный, с точки зрения работы для витринистов. Если пространство закрыто, возможностей в оформлении и декора больше + создается целостная композиция. В закрытом типе витрин есть «+» уровень освещенности может быть незначительным, часто используется художественное освещение (в открытом типе не получиться создать такой эффект). Оптимальная глубина для закрытых витрин составляет 1,5- 2м, длина – 4-5м. Закрытый тип витрин в основном встречается в премиальном сегменте.
По сути, витрина является открытого типа, но благодаря создаваемому эффекту с помощью различных объемных конструкций, фрагментов стены, либо баннеров, кажется частично закрытой. Зал не так проглядывается, и как следствие, мерчандайзинг может быть не настолько идеальным, как при открытом типе витрин. Но не стоит забывать, что есть открытые фрагменты, попадающие в общее обозрение!
Одной из важнейших задач при оформлении витрины - это грамотное освещение.
Освещение необходимо обязательно корректировать после обновления витрин, в частности, если была смена коллекций на манекенах. Если высота потолка 4-5 м и прожекторы только над потолком, необходимо добавлять дополнительный источник света, который будет освещать манекены.
Большая ошибка – устанавливать на витрину не вращающиеся прожекторы. Это безусловно экономит затраты, но в итоге вы не сможете менять схему освещения при изменении декора. В идеале использовать боковое освещение, это добавляет объем в витрине.
Возьмите за правило: на освещении витринного пространства экономить нельзя! Если глубина витрины более 1 метра ее сложнее осветить. Задача направить свет прожектора хотя бы на лицо и грудь манекена, а все остальное это будет рассеивание света.
Какое кол-во светильников необходимо в витрине: от 2 - 4 светильников на один манекен и по одному прожектору по бокам. В некоторых компаниях используется подсветка снизу и цветные стекла, они добавляют витрине драматичность.
Выход из положения, в случае если недостаточное количество прожекторов: Располагаем их далеко друг от друга, для того, чтобы можно было создать перекрестное освещение (по диагонали).
Резюмируем:
Какой бы путь вы не выбрали: самостоятельное оформление витрины и зала или с помощью привлеченных специалистов, а может быть решитесь купить франшизу, помните, как театр начинается с вешалки, так и магазин с витрины. И экономя на оформлении витрины или вовсе им пренебрегая вы сами себя лишаете возможности заработать.
Влада Климова,
ведущий визуальный мерчендайзер Стильпарк